Франциска  ФуртайProskurina

(Ирина-Франциска Викторовна Фуртай-Проскурина)

Доктор искусствоведения, профессор.

Окончила Ростовский-на-Дону государственный университет (ныне Южный федеральный университет) и Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Санкт-Петербург).

Автор двух аудиокниг: «Millennium. Виртуальное путешествие по десяти векам христианской культуры» (2005)  и «Массовая культура: лица и маски» (2006).

Имеет публикации поэтических произведений: «Река времени» — сборник «Неслучайный наблюдатель» (2005) и «Человек мая» — сборник «Гиперборея 2011» (2011), «Памяти деревьев» (2013).

Сфера научных интересов. Специалист в области средневекового искусства. Училась у известных российских историков искусства Ц.Г. Нессельштраус, Н.Н. Никулина, А.Л. Пунина. В сфере научных интересов находятся также и проблемы современного искусства. В 2010 году в издательстве «Эйдос» вышел в свет альбом об одном из старейших художников Петербурга – Соломоне Эпштейне из цикла «Мои друзья – художники». Является автором электронной книги «101 стихотворение о Боге, Смерти и Любви», посвящённой лирике Мартина Л. Гора (Depeche Mode) и представляющей собой первую попытку философско-культурологического анализа этого явления современного искусства. (Режим доступа: http//www.karmanyak.pisem.net)

Стаж работы на кафедре философии АОУ ЛГУ им. А.С. Пушкина 15 лет, общий педагогический стаж 20 лет. Награждена грамотой Комитета общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области.

Членство в общественных организациях. Член Союза художников РФ, член Петровской академии наук и искусств, член Философского общества РФ, член  Петербургского отделения общества Данте Алигьери.

Тема докторской диссертации: «Альбом Виллара де Оннекура: иконологическая интерпретация энциклопедии «ars mechanicus» высокой готики» (2012).

Тема кандидатской диссертации: «Изобразительное искусство XIII века в отражении средневековых трактатов» (1998).

Автор 95 научных статей по истории и теории искусства, современному искусству и массовой культуре. Избранные публикации:

Монографии:

  1. Ars et schola. Теория изобразительного искусства в Средние века. — СПб.: Эйдос, 2010. – 248 с.
  2. Записки средневекового масона. Альбом Виллара де Оннекура. — СПб.: Алетейя, 2008. – 176 с.

Статьи:

  1. Генезис нового большого художественного стиля: философско-культурологический анализ // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2014. — № 1. — Т.2. Философия.
  2. Русская утопия // Международный журнал исследований культуры. – — №4(9). Режим доступа: http//www.culturalresearch.ru
  3. Хранитель ключей: роль и место живописного произведения в творчестве Андрея Тарковского // Международный журнал исследований культуры. – 2012. — №1 (6). Режим доступа: http//www.culturalresearch.ru
  4. Алхимические страницы в альбоме Виллара де Оннекура // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2011. — № 2. — Т.2. Философия.
  5. Анималистические страницы в альбоме Виллара де Оннекура // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2011. — №7-1.
  6. Ботанические страницы в альбоме Виллара де Оннекура // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение.  Вопросы теории и практики. – 2011. —  № 5- 2.
  7. Место живописи в средневековой системе ценностей // Вестник Омского университета. — 2011. — № 3.
  8. Арт-объект в современном искусстве: «культ глаза» и «эффект упаковки» // Международный журнал исследований культуры. – 2011. — № 2. Режим доступа: http//www.culturalresearch.ru
  9. Сумма о «флорентинце и безвинном изгнаннике» или размышления над книгой «Данте Алигьери: pro et contra».  Рецензия на книгу  «Данте Алигьери:   pro et contra» / Сост., вступ. статья М.С. Самарина, И.Ю. Шауб, коммент. М.С. Самарина, В.В.Андерсен, К.С.Ланда, И.Ю. Шауб. – СПб.: РХГА, 2011.
  10. К вопросу о специфике художественного языка живописи Проторенессанса (на примере фрески Джотто «Святой Франциск, проповедующий птицам») // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2010. — №2. — Т.2. Философия.
  11. Феномен виртуалити в массовой культуре, или «Добро пожаловать в наш кошмар» // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2009. — № 3. – Т.2. Философия.
  12. Мусор истории и мусор масс: новые аксиологические составляющие в современной массовой культуре // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета серия №6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. — 2009. — Выпуск 3.
  13. Явление клиппинга в современной массовой культуре: попытка культурологического анализа // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2009. — №4. — Т.1. Философия.
  14. Метафора «ускользания» или модная идиома как манифестация ментальностей современной массовой культуры // Фундаментальные проблемы культурологии. Том 5. Теория и методология современной культуры. – М.: Эйдос, 2009.
  15. Киммерийские тени на заре эпической фэнтези (к вопросу о социальной роли киногероя в массовой культуре) //Антропотопос – 2008. — № 1-2.
  16. Образ женщины в современной массовой культуре // Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы: материалы II международной научной конференции 15-16 мая 2007 г. – Омск, 2007.

Учебно-методические труды:

  1. Философия Древнего Востока (Глава III.) // Философия. Учебник для высших учебных заведений. Под ред. Г.В. Стельмашука. – СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2009.
  2. Философия массовой культуры: Учебное пособие. — СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. — 60 с.