Проект «История как репрезентация мужества в диалогах Платона» (Номер заявки 14-03-00569)5

Руководитель проекта: И.Н. Мочалова, канд. филос. наук, доцент, зав. кафедрой философии

Аннотация проекта

     В ходе работы над проектом была осуществлена реконструкция философско-исторической концепции Платона, выявлены особенности понимания Платоном истории как реальности и как нарратива. Решению поставленной задачи способствовало рассмотрение учений Платона в широком культурно-историческом и социальном контекстах. Раскрыт процесс автономизации интеллектуальной деятельности, представляющей единство созерцания (θεωρία) и социальной активности (πρᾶξις), и формирования мудреца (σοφός, σοφιστής) как культурного героя. Фокусирование внимания на исследовании институализированных форм знания, учет особенностей таких социокультурных практик как риторика, военное дело, школьное образование; сравнительный анализ взглядов софистов, Исократа и Платона на цели, задачи и средства воспитания и образования позволили представить творчество Платона как единство политический, пайдейтической и онтологической составляющей и раскрыть особенности его этического учения.
Определить место философско-исторических построений в корпусе сочинений основателя Платона, а также раскрыть способы платоновской «переоценки истории» и их значение для развития пайдейтической стороны его учения позволило обращение к теме войны. Понимание концепта войны не только в контексте обсуждения актуальной для IV в. до н.э. панэллинской идеологии, но и в рамках космологических построений Платона позволило выявить оригинальную онтологию войны и показать, что война в построениях Платона выступает в качестве маркера истории.
Исследование онтологии и космологии «Тимея», привлечение таких диалогов как «Политик», «Критий», «Государство», «Законы» показало специфику исторического дискурса Платона, позволило определить онтологический статус истории как реальности и как нарратива.
Выявленные особенности подхода Платона к конструированию истории позволили объяснить выбор мужества в качестве наиболее «исторической» из полисных добродетелей. Мужество, с одной стороны, выступает репрезентацией человека как подлинного воина, с другой – именно мужество открывает пространство войны как пространство исторического действия. В этом контексте диалог Платона «Лахет» оказывается ключевым в реконструкции философско-исторической концепции Платона.
Реализация предложенного подхода, учет особенностей доплатоновского понимания мужества (были выявлены архетипические модели мужества, показаны формы их визуализации в античной классической скульптуре) позволили осуществить оригинальное прочтение «Лахета», подготовить новый комментированный перевод диалога, сделав акцент на формальных составляющих его экспозиции, числе и характеристике персонажей, его драматической структуре. При рассмотрении темы мужества в «историческом» контексте они приобрели содержательно важное значение.
Специально проблематизированная тема истории как репрезентации мужества позволила рассматривать построения «Лахета» в качестве парадигмальных, раскрывающих специфику философско-исторического дискурса Платона и его значение для развития пайдейтической стороны платонизма. Предложенный ракурс чтения «Лахета» позволил раскрыть проблематику историко-политического дискурса в ее связи с платоновской эпистемологией (проблематика эксперта и свидетельства). Насыщенность диалога оптической лексикой позволила высказать гипотезу о формировании именно в этом диалоге существенной для дальнейшего развития для всей платоновской философии проблематики визуализации, интерес к которой вновь актуализирован в новейшее время.
Обращение в заключительной части исследования к истории прочтения/комментирования Платона (тема мужества во второй софистике, интерпретация «Лахета», предпринятая М. Фуко) показало, что европейская интеллектуальная история во многом – это история интерпретаций наследия великого мыслителя. Обращение к нему сегодня может выступать в качестве способа постижения современности, предлагаемых сегодня идеологий и социальных практик, мировоззренческих идеалов.

     In the course of work on the project Plato’s philosophic and historic theory and his specific understanding of history as reality and as a narrative were identified and reconstructed. The consideration of Plato studies in wide cultural, historical and social contexts contributed to reach the utmost goal of the project The process of autonomy of intellectual activity, representing the unity of contemplation (θεωρία) and social activities (πρᾶξις), and the formation of a sage (σοφός, σοφιστής) as a cultural hero has been disclosed. Focusing on the study of institutionalized forms of knowledge, taking into account peculiarities of socio-cultural practices such as the rhetoric, military, school education; comparative analysis of the views of the Sophists, Isocrates and Plato on the goals, objectives and means of training and education allowed to present the works of Plato as a unity of political, paideic and ontological components and reveal specific features of his ethic study.
Appealing to the theme of war made it possible to determine the place of philosophical and historical constructions in Plato’s works, as well as to reveal how the Platonic «revaluation of history» and their significance for the development of paideic part of his theory. Understanding the concept of war as part of the Plato’s cosmological constructionss revealed the original ontology of war and showed that the war in the constructions of the philosopher acts as a marker of history.
The study of cosmology and ontology of «Timaeus» showed the peculiarities of Plato’s historical discourse and allowed to determine the ontological status of history as a reality and as a narrative. The identified specific features of Plato’s approach to the construction of history explained the choice of courage as the most «historical» of the polis virtues, and a dialogue «Laches» — as the key to the reconstruction of Plato’s philosophic and historic theory.
Implementation of the proposed approach, consideration of pre-Plato understanding of courage — archetypal patterns of the courage and forms of visualization — allowed to carry out the original reading of «Laches», to prepare a new annotated translation of the dialogue, focusing on the formal components of its exposure, including the characteristics of the character, and its dramatic structure. While considering the theme of courage in a «historical» context, they have acquired meaningful importance. The problematic consideration of the theme of history as a representation of courage made it possible to consider construction a «Laches» as a means to clarify the peculiarities of Plato philosophic and historical discourse. and his importance for the development paideic side of Platonism.
Appealing to the history of Plato reading / commenting (the theme of courage in the second sophistry, the interpretation of «Laches, undertaken by Michel Foucault) in the final part of the study showed that the European intellectual history in many respects — is the history of heritage interpretation of the great thinker. Addressing to it today can act as a way of understanding modernity offered by up-to-date ideologies and social practices, philosophical ideals.

2014 год

2015 год

Анонсы семинаров

Фотоотчет

Тексты